Ответы на вопросы Жоффруа Тилена (Geoffroy THIELEN), магистратура Института политических исследований (Париж, Франция) и Пекинского университета (КНР)
02.04.2020
38 просмотров

В этой публикации представлены вопросы Жоффруа Тилена, французского студента Института политических исследований (Париж) и Пекинского университета. Жоффруа Тилен в настоящее время работает над магистерской диссертацией о влиянии международного развития прав коренных народов на эвенкийское население России и Китая. Отвечала на вопросы зав. кафедрой иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент Амурского государственного университета Ольга Николаевна Морозова. 

-Как Bы воспринимаете эволюцию владения эвенкийским языком в России и Китае?

Этот вопрос я сформулировала бы - Что Вы думаете о владении эвенкийским языком в России и Китае? И разделила бы свой ответ на две части.

Во-первых, материнский способ передачи эвенкийского языка и в России и в Китае погиб, его уже не существует, так как нет матерей, которые нянчили бы своих малышей, используя только и единственно эвенкийский язык. Современный способ передачи эвенкийского языка в детстве – это обучение эвенкийскому языку как второму (second language acquisition), которое включает в себя минимальный набор слов и фраз в детском саду + программу по грамматике, лексике, литературе, фольклору и культуре эвенкийского языка в школе.

Во-вторых, усилия, которые прикладываются учителями и родителями, чтобы их дети овладевали эвенкийским языком, в последнее время радуют. Если ребёнок хорошо учится в школе по предмету «Эвенкийский язык», его могут рекомендовать к участию в олимпиадах и конкурсах по эвенкийскому языку. А эта рекомендация дает возможность поехать из своего маленького посёлка в большой город, где получаешь новые впечатления, знакомишься с людьми, которые могут повлиять на твою судьбу и карьеру в будущем. Это стремление – отправить своего ребенка на конкурс, мотивирует родителей к поощрению занятиями этническим эвенкийским языком и в России и в Китае. Организация и проведение международных олимпиад по языку и культуре, которые предпринимаются Амурским государственным университетом (г.Благовещенск) с 2014 по 2019 гг., доказывают данное положение вещей. Маленькие эвенки и орочоны приезжают на Международную Олимпиаду подготовленными не только по пассивным видам речевой деятельности (при выполнении грамматических тестов), но и активно декламируют стихи, выразительно рассказывают сказки вслух, пытаются высказываться спонтанно, отвечая на вопросы жюри конкурса «Эвенкийские диалоги», осуществляют коммуникацию со своими свертниками-орочонами из Китая в ходе лингвистического марафона «Международный диалог».

-Считаете ли вы, что между эвенкийскими общинами из России и Китая существует больше транснациональных контактов?

Абсолютно верно, я именно так считаю. В последние 10 лет между эвенкийскими общинами России и орочонским сообществом Китая стало больше транснациональных контактов в области культуры, образования и науки, декоративно-прикладного творчества, танцевального, песенного и музыкального искусства, туризма.

Дружественные и гармоничные отношения и взаимообмен происходят между орочонами провинции Хэйлунцзян (КНР) и эвенками Амурской области, Якутии, Хабаровского края, Забайкальского края, Красноярского края. Образовательные и культурные мероприятия проходят на как территории г. Благовещенска (РФ), так и на территории г. Хэйхе (КНР).

Что касается вопроса, кто ездит в гости к сородичам чаще, могу ответить, что китайские орочоны посещают этнические эвенкийские праздники и языковые олимпиады чаще, чем российские эвенки. Причины, возможно, кроются в их финансовых возможностях.

-Выигрывает ли организация Олимпиад от помощи международных структур (таких как ЮНЕСКО) или международных НПО?

Если вопрос подразумевает получение грантов на проведение Международных олимпиад по языку и культуре эвенков России и орочонов Китая от международных структур (типа ЮНЕСКО) или международных НПО, то мой ответ будет отрицательным.

Я имею ввиду, что наш оргкомитет Олимпиады не обращался в ЮНЕСКО или в другие международные структуры и НПО за помощью и получением финансовой, информационной, организационной поддержки на проведение Международных Олимпиад. Организационная сторона идет от нашего стремления и желания проводить такие Олимпииады, потому что очевидна их важность и значимость для маленьких талантливых эвенков и орочонов. Финансовое бремя обеспечить детей билетами, транспортом, проживанием, питанием ложится на образовательные структуры эвенкийских школ, отделов образования районов, Министерств по национальной политике областей, краев, республик и Амурского государственного университета. Орочоны КНР полагаются в своих поездках на Олимпиады на помощь Департамента по национальностям и религиям Правительства г. Хэйхе (провинция Хэйлунцзян) и личное финансирование.

-Считаете ли Bы, что международное развитие прав коренных народов (с помощью декларации о правах коренных народов или Постоянного форума по вопросам коренных народов) и международные НПО могут способствовать сохранению эвенкийского языка и культуры? И если да, то как?

Я соглашусь с этим утверждением.

В частности, международные НПО оказывают большое влияние на общественное мнение этнических сообществ и повышают статус мероприятия, проекта, конкурса. Учителя эвенкийского и орочонского языков, родители школьников охотнее участвуют в Олимпиадах и конкурсах, проводимых под эгидой ЮНЕСКО, международных НПО, поскольку они осознают значимость такого статуса. У нас имеются случаи, когда Диплом победителя Олимпиады по языку и культуре эвенков России и орочонов Китая сыграл решающую роль в конкурсном отборе при поступлении в государственный университет.

Хотелось бы, чтобы на территории проживания эвенков России и орочонов Китая проводилось как можно больше проектов при участии ЮНЕСКО, международных НПО. Информационный вклад таких организаций повысил бы уровень осведомленности о деятельности Российской Федерации по ревитализации языка и культуры эвенков России и орочонов Китая.

-Некоторые ученые считают, что в арктических и субарктических регионах возникают движения За сохранение культуры коренных народов. Как вы думаете, верно ли такое явление в отношении эвенков?

Я считаю, что данное утверждение верно. В последние 10 лет эвенки РФ и орочоны КНР почувствовали настоятельную потребность в сохранении своего языка и культуры. Эвенки РФ и орочоны КНР являются свидетелями процесса стремительного исчезновения их этнического языка, образа жизни, предметов быта, традиционных сфер деятельности, культуры (песенного искусства и фольклора). С целью сохранения культурных и языковых ценностей, нематериального наследия эвенков претворяют в жизнь многочисленные проекты.

Перечислю такие проекты для Амурской области:

1) Международные Олимпиады по языку и культуре эвенков России и орочонов Китая «ТУРЭН» (2014-2019)

2) Третья Международная Междисциплинарная Тунгусская конференция «Социальные взаимодействия, языки и ландшафты в Сибири и Китае (эвенки, эвены, орочоны и другие группы)»: (2019)

3) Международная КМНС школа (с изучением эвенкийского и орочонского языков)

4) Фестиваль «Живые традиции» (2019)

5) Спортивный фестиваль «Аялгур» (2019)

6) Мероприятия «Совета молодёжи эвенков Амурской области»

7) Мероприятия «Ассоциации КМНС Амурской области»

8) Мероприятия «Ассоциации КМНС Селемджинского района Амурской области»

9) Мероприятия администрации Тындинского района Амурской области

10) Этнические эвенкийские праздники «Праздник Оленевода и Охотника», «Бакалдын».